Как это работает?

Добавленный в 2017 году аудиоплеер позволяет не только скачивать музыку из Telegram-каналов (как было до нововведения), но и прослушивать ее непосредственно в окне сообщения. При этом плей-лист сохраняется в истории чата и доступен даже без подключения к интернету. Музыкальные боты используются для персонализированного поиска нужного контента и присылают найденные в Telegram результаты в личные сообщения, откуда пользователь может прослушать или скачать аудиофайл.

Telegram vs пиратство

Важно отметить, что сами создатели мессенджера не поощряют нелегальную активность и не ставили перед собой целью сделать Telegram пиратским ресурсом. Представитель Telegram Маркус Ра в обращении к пользователям и модераторам отметил, что разработчики в курсе увеличения случаев нарушения авторских прав и работают над улучшением инструментов реагирования на жалобы правообладателей. Он также подчеркнул, что компания наравне с  и  действует по принципу «нулевой терпимости»: проверяет все заявления и при подтверждении блокирует нарушителя. также неоднократно писал в Twitter, что, хотя Telegram построен на принципах свободы и конфиденциальности, он не удаляет материалы только по политическим мотивам, а все призывы к агрессии, порнография и нарушения авторского права запрещены.
В своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2018) глава жестко раскритиковал мессенджер Дурова за отказ предоставить ключи шифрования, а также категорично назвал Telegram пиратским ресурсом. Если в качестве эксперимента набрать в общем поисковике мессенджера такие слова, как «фильм», или «музыка», то можно убедиться, что на платформе огромное количество ресурсов с кино— и музыкальным контентом. Многие из этих каналов будут предлагать напрямую скачивать видео— и аудиофайлы, легальность которых не всегда очевидна.
По мнению медиаэксперта, президента Ассоциации интернет-издателей , у Telegram нет и не было задачи быть пиратской платформой. В комментарии для ipquorum.ru Засурский объясняет это тем, что у мессенджера есть вполне определенная цель: стать полноценным игроком мирового цифрового рынка. «Telegram собирается выпускать собственную криптовалюту, в которую уже вложились инвесторы и которая прошла американскую комиссию по ценным бумагам. Он работает в глобальной юрисдикции, и становиться прибежищем для пиратов не в его интересах», — отметил эксперт. При этом Засурский также предостерегает от поспешных выводов касательно реальных объемов пиратства в Telegram.

Мессенджер — это закрытая среда. Посторонние не могут узнать, какими данными обмениваются пользователи. Корреспонденция шифруется таким образом, что никто не видит, что люди передают друг другу. Сейчас существуют только предположения, но нет ни одного конкретного исследования, которое могло бы определить роль Telegram в пиратской дистрибуции,

Иван Засурский

В отсутствие достоверных статистических данных можно посмотреть на известные случаи, когда Telegram реагировал на жалобы правообладателей. По сообщениям ряда СМИ, первые блокировки каналов и ботов-распространителей нелегального контента начались в 2015 году по требованию Apple, Google и других международных компаний. В основном под удар попали каналы с музыкой и ссылками на торренты.

После обновления пользовательского соглашения в 2016 году жалобы на нарушения авторских прав участились. Так, из-за претензий правообладателей Telegram заблокировал бот популярной пиратской библиотеки «Флибуста» и ряд крупных каналов, распространяющих эпизоды новых сериалов и ссылки на киноторренты. В 2017 году по обращению Apple и Google был заблокирован один из первых музыкальных каналов «Всякая годная попса» из-за нарушения прав студии Universal Music.

Насколько действенны такие шаги — вопрос спорный. Музыкант группы «Кобыла и Трупоглазые Жабы», автор того самого YouTube— и Telegram-канала «Всякая годная попса» Антон Вагин рассказал ipquorum.ru, почему он считает, что методы борьбы с пиратством, которые применяются в том числе и Роскомнадзором, устарели. «То, как сейчас борются с нелегальным контентом, абсолютно неэффективно: на месте одной удаленной ссылки сразу возникают две новые. Поскольку я одновременно и музыкант, и блогер, то могу понять обе стороны конфликта. С одной стороны, на своих произведениях хочется зарабатывать. С другой — я не против, чтобы больше людей могли получить доступ к моему творчеству, пусть и бесплатно. Я понимаю, почему не все готовы платить за цифровой контент. Нет физического ощущения, что ты что-то приобрел», — поделился своим мнением Вагин. С его точки зрения, платформам вроде Telegram и правообладателям нужно создавать такие условия, чтобы слушателям было куда удобнее и приятнее слушать музыку легально, чем скачивать ее с пиратских ресурсов.

Генеральный директор музыкального сервиса FONMIX Валерия Брусникина поддерживает мнение Антона Вагина:

Появление на рынке удобных и простых в использовании решений может значительно сократить количество пиратских сайтов. Люди готовы платить за качество.

По ее словам, это подтверждает международный коммерческий успех таких стриминговых платформ, как Netflix, Hulu, Spotify. Система подписок интуитивно понятна: фиксированная оплата раз в месяц дает неограниченный доступ к легализованному контенту. Нет необходимости искать торренты, переходить по рискованным ссылкам и тратить время на сложные механизмы скачивания. «К примеру, подписка на FONMIX открывает пользователям доступ к огромной библиотеке видео— и аудиопроизведений, которые предприниматели могут свободно использовать для фонового оформления своих заведений, не переживая по поводу авторских отчислений и штрафов», — добавляет Брусникина.

По результатам опроса, проведенного ipquorum.ru, многие создатели музыкальных Telegram-каналов либо уже активно используют контент из легальных источников, либо готовы это делать, но не знают как. Администраторы @Tg_techno (более 5000 подписчиков) объяснили, что считают канал своим хобби и стараются вручную выбирать понравившиеся треки из SoundCloud — стриминговой платформы для прослушивания и распространения музыки от независимых исполнителей. Создатель канала @muzyka (22 000 подписчиков) также начинал с личного музыкального блога, в котором выкладывал аудиоподборки из YouTube, Shazam, «Яндекс. Музыки» и ботов Telegram. «С ростом числа подписчиков ко мне стали часто обращаться сами исполнители с просьбой разместить их треки. Я их прослушиваю и, если нравятся, размещаю. Приходилось работать и с организаторами крупных концертов и фестивалей, и с представителями известных музыкантов», — добавил он.

В некоторых случаях создатели каналов не осознают, что нарушают чьи-то авторские права. Администратор популярного канала «Атомные треки», имеющего 71 000 подписчиков, набирает треки из «ВКонтакте» с помощью чат-ботов. Более того, автор канала был крайне удивлен, когда получил жалобу от правообладателя и угрозу блокировки.

Проблема защиты авторского контента от незаконного копирования и распространения касается не только кино, музыки и книг. В Telegram часто возникают каналы-дублеры, копирующие популярные тексты из авторских каналов и других источников. Такие ресурсы используют нечестные методы раскрутки и зарабатывают на рекламе. Если с жалобами крупных правообладателей все понятно — они могут обратиться с претензией в Apple или Google, напрямую в Telegram или в крайнем случае в суд, то что делать отдельным авторам, чей контент был использован без их согласия? Для таких случаев мессенджер предусматривает несколько способов защиты авторских прав. Первый и самый простой — написать администратору канала, который удалит подозрительный пост. Такой подход работает тогда, когда администраторы не знают, что размещенный материал скопирован. Также можно пожаловаться в техподдержку на весь канал-нарушитель, подробно прокомментировав причину.

Однозначно назвать Telegram пиратской платформой трудно. Несмотря на технические условия, способствующие распространению нелегального контента, сами создатели мессенджера следят за тем, чтобы пользователи соблюдали правила сообщества и не нарушали авторские права. Создатели каналов также высказывают готовность использовать легальные материалы, но не всегда понимают, откуда их брать. Очевидно одно: применяемые сейчас методы борьбы с пиратством малоэффективны. Для более оптимального решения этой проблемы нужно искать другие подходы, в том числе вводить новые способы поддержки исполнителей, создавать комфортные технологические условия для доступа к контенту и поощрять легальные ресурсы.