Наружная реклама - В России стартуют торги на установку рекламных конструкций

По всей стране истекли сроки договоров на эксплуатацию большинства рекламных конструкций. Проблема актуальнее всего для Москвы, Петербурга и Краснодара. Столица готова проводить торги, чиновники в Петербурге и Краснодаре уже готовят документы. Закон «О рекламе» с 1 июля 2008 года ограничил срок действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций пятью годами и обязал муниципалитеты (в Москве и Петербурге — городские администрации) распределять места под них только по результатам торгов. Владельцы конструкций постарались в июле 2008-го перезаключить действовавшие контракты — и их сроки вышли к июлю 2013-го.

В Москве к январю этого года с закончившимися договорами стояли уже более 60% из более 22 тыс. рекламоносителей. В июле этот показатель уже перевалил за 90%. В 2012 году, по оценке компании «ЭСПАР-Аналитик», их владельцы в Москве заработали без учета небольших форматов 16,162 млрд руб., что составляет почти 48% всех затрат на наружную рекламу в России.

Та же ситуация сложилась и в Петербурге — втором по величине рынке. В 2012 году его объем «ЭСПАР-Аналитик» оценивает в 4,169 млрд руб., или более 12% всех затрат на наружку. Как сообщили «Ъ» в комитете по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга, на 1 июля 2008 года в городе было установлено 13 883 конструкции общей площадью 246,8 тыс. кв. м, к 1 июля 2013 года сроки истекли уже у 13 848 конструкций. Актуальна проблема и для Краснодара: к 1 июля уже закончились контракты более чем на 98% конструкций. Доходы операторов в 2012 году в «ЭСПАР-Аналитик» оценили в 591,5 млн руб. (1,7% всего рынка РФ).

В ряде городов аукционы и конкурсы, на которых разыгрываются места под наружку, уже стартовали. Так, в Хабаровске за последние полтора года было проведено уже 45 торгов на право установить в городе 1716 конструкций. Для сравнения: на январь этого года в Хабаровске действовали договоры на эксплуатацию 6947 рекламоносителей, но к 1 июля истекает срок только у 722 конструкций. Прошлогодние доходы хабаровских операторов наружки «ЭСПАР-Аналитик» оценивает в 285,3 млн руб. (0,8% всех затрат по России).

В минувшем апреле Госдума приняла очередные поправки к закону «О рекламе». По ним субъекты РФ сами могут определять срок действия договоров на установку рекламоносителей (5-10 лет в зависимости от типа конструкций), а для проведения торгов теперь нужна подготовленная муниципалитетами схема размещения наружной рекламы. В Москве она утверждена в начале июня. Первые три аукциона, на которых будут разыграны 7843 тыс. мест, запланированы на 5 августа.

В Петербурге, как уточняют в профильном комитете, торги пройдут после того утверждения концепции развития наружной рекламы и рекламы на городском пассажирском транспорте на 2013-2017 годы. В Краснодаре схема пока не принята, поскольку ее необходимо сначала согласовать с краевой администрацией. /Анна Пушкарская,Анна Перова, Афанасий Сборов «Коммерсантъ»/