Конфликты и происшествия - Таксисты против сервиса UBER

Таксисты Лондона и других европейских городов вышли, а если сказать точнее, выехали на улицы для проведения массовой забастовки вовсе не против повышения стоимости топлива, увеличения дорожных сборов или дополнительного налогообложения. Причиной негодования людей, занимающихся данным родом деятельности, стал стартап под названием Uber. По мнению участников протеста, предлагаемый проектом способ поиска и вызова такси является прямым ущемлением прав работников лицензированных муниципальных служб, а также нарушением местного законодательства в отношении коммерческих перевозок пассажиров.

Для тех, кто не знаком со стартапом Uber, стоит вкратце рассказать о его основной концепции. Проект, созданный в 2009 году Трэвисом Калаником (Travis Kalanick) и Гарретом Кэмпом (Garrett Camp), представляет собой сервис по вызову такси. Его главной отличительной особенностью стал именно способ вызова, для которого используется мобильное приложение и соответственно, смартфон или планшетный компьютер. Потенциальный пользователь услугой в рамках программы Uber может выступить как в качестве пассажира, так и в роли таксиста. То есть программа позволяет самостоятельно найти среди пользователей сервиса ближайшую свободную к вам машину (частный автомобиль, водитель которого решил немного подзаработать, или же работника специализированных служб), а также самому заработать на доставке клиента по адресу.

Правда, есть один небольшой, но в то же время отличающий Uber нюанс: стоимость вместе с расстоянием поездки рассчитывается программой автоматически по заложенной в неё формуле, актуальной для той или иной страны, что и вызвало негодование у Ассоциации водителей лицензированных такси. Причиной подобной реакции является, прежде всего, тот факт, что службы, оказывающие услуги извоза, приобретают специализированные лицензии, которые могут обходиться им в десятки тысяч фунтов в год.

Преимуществом же Uber является не только унифицированная стоимость тарифов, но и отслеживание перемещения выбранной для поездки машины при помощи GPS. Так как работа Uber напрямую зависит от GPS-треккинга маршрута и автоматического определения тарифов и конечной стоимости, британские и европейские таксисты просят рассматривать приложение как полноценный таксометр. А установка подобного устройства в частных автомобилях без соответствующей лицензии запрещается уже на законодательном уровне. В противном случае работа сервиса, по сути, является незаконной. Также система Uber позволяет отсортировать водителей, которые не оказывают в прямом смысле услуги такси, а просто готовы подвести потенциального клиента во время поездки по личным делам.

На сегодня Uber существует более чем в 130 городах по всему миру, в том числе и в столице России. В распоряжении потенциального пользователя сервисом станут доступными на выбор для поездки автомобили разных классов. Само собой проект, который уже привлёк более $1,2 млрд сторонних инвестиций (общая стоимость стартапа составляет $18,2 млрд), функционирует не на благотворительных началах. Водители, выполняющие заказы из системы Uber, перечисляют разработчикам 20 % от полученной суммы. Все операции проходят путём безналичного расчёта.

Устроившие протесты в Лондоне водители чёрных кэбов объяснили своё возмущением тем, что поиск такси через программу привлечёт огромное число так называемых «частников», решивших подзаработать на своём автомобиле. В то же время они не платят налоги и у них отсутствует лицензия, которую в столице Великобритании имеет ограниченный круг служб такси.

В свою очередь главный менеджер стартапа по работе в Великобритании и Ирландии Джо Бертрам (Jo Bertram) заявил, что руководство компании расширит список пользователей и с удовольствием примет в систему легендарные британские автомобили-такси.

Несмотря на громогласные высказывания в отношении таксометров и лицензирования, настоящей причиной недовольства вокруг Uber стала демпинговая политика, которую внёс проект на данный рынок услуг. Теперь многие пользователи такси предпочтут более демократичную по стоимости поездку на попутке, которую не составит труда найти через мобильные приложения с GPS-сервисом за считанные минуты.

В то время, пока таксисты заблокировали движение на лондонских улицах, привлекая к себе внимание общественности, заинтересовавшиеся причиной забастовки люди не только узнали о существовании подобного сервиса, но и успели тотчас же зарегистрироваться в нём. Благодаря бастующим таксистам и вниманию СМИ, как подсчитало руководство Uber, количество новых пользователей по сравнению с данными за прошлую неделю увеличилось на рекордные 850 %.

Корпорация Transport for London (TfL), занимающаяся регулированием вопросов транспортной системы столицы, придерживается мнения, что приложение Uber не может выступать аналогом таксометров и не нуждается в лицензировании. Однако, по мнению представителей TfL, окончательное решение по данному вопросу останется за Верховным судом, куда будут переданы на рассмотрение необходимые материалы. В свою очередь руководство проекта готово пойти на уступки, придерживаясь местных тарифов и снизив комиссию за пользование сервисом.