Конфликты и происшествия - Рекламные недоговоренности МТС

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области признало ОАО «Мобильные Телесистемы» (МТС) нарушившим закон «О рекламе». Антимонопольщики посчитали, что в рекламных сообщениях МТС «модем за 990 руб.» отсутствовала часть существенной информации о рекламируемом товаре.

За подобное нарушение мобильному оператору грозит штраф от 40 до 500 тыс. руб. Эксперты считают, что составленные по закону рекламные сообщения из-за своего излишнего объема не будут эффективно представлять тот или иной продукт, поэтому рекламодатели и впредь не станут указывать всю информацию о товаре.

О том, что ОАО МТС признано нарушителем ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» («Запрет сокрытия существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования»), вчера сообщили в УФАС. Дело в отношении МТС было возбуждено в начале апреля по заявлению одного из частных клиентов мобильного оператора. Заявитель был недоволен рекламными сообщениями МТС, транслировавшимися в январе в эфире нескольких телеканалов.

По мнению потребителя, эти сообщения не соответствовали действительности: в рекламе говорилось, что МТС предлагает «модем за 990 руб.», но на деле эта цена действовала только в случае исполнения потребителем всех условий акции. Последние были обозначены только на официальном сайте компании. Также в офисах продаж МТС в январе и феврале распространялись печатные листовки и плакаты, в которых отсутствовали основные условия проводимой акции «модем за 990 руб.». До конца мая в отношении МТС будет возбуждено дело об административной ответственности, что может повлечь за собой штрафные санкции от 40 тыс. руб. до 500 тыс. руб. В пресс-службе МТС вчера ответили, что оценивать обоснованность претензий намерены после ознакомления с решением УФАС.

ОАО МТС оказывает услуги связи в России, на Украине, в Узбекистане, Туркмении, Армении и Белоруссии (через совместное предприятие с государством). По состоянию на начало марта, 52,8% принадлежали АФК «Система». Совокупная абонентская база в четвертом квартале 2008 г. выросла на 4,3% по отношению к третьему кварталу — с 91,73 млн до 95,66 млн абонентов. Выручка компании за 2008 г. составила $10,18 млрд, чистая прибыль — $1,93 млрд.

Это уже не первая подобная претензия антимонопольного ведомства в адрес МТС. В декабре 2008 года в нижегородское УФАС на мобильного оператора пожаловался конкурент — компания Tele2 (по данным ACM-сonsulting на конец 2008 г., в Нижегородской области зарегистрировано 4,6 млн SIM-карт; МТС занимает 19% рынка, Tele2 — 16. Представители Tele2 попросили антимонопольное управление оценить также рекламные листовки МТС, касающиеся стоимости звонков в роуминге по России и странах СНГ, на предмет полноты информации, необходимой абонентам. По итогам проверки УФАС возбудило дело в отношении МТС по признакам нарушения закона о рекламе: ближайшее его рассмотрение назначено на 12 мая.

Эксперты указывают, что разбирательства такого характера далеко не редкость. Особенно, если рекламные кампании касаются новых тарифов или стоимости товара. «По сути акция МТС «модем за 990 руб.» вводит в заблуждение потребителя. Рекламное сообщение должно мне четко сказать, сколько я обязан заплатить за товар или услугу», — считает генеральный директор консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц. Заместитель директора нижегородского представительства юридической компании «Яковлев и партнеры» Татьяна Кормилицына напоминает, что чаще всего сумма налагаемых штрафов за подобные нарушения рекламного законодательства не превышает 100 тыс. руб. «Даже 500 тыс. руб. не смертельная сумма для оператора мобильной связи, нарушившего закон «О рекламе»», — подчеркивает господин Дымшиц. По его мнению, изменить сложившуюся ситуацию смогут настойчивость антимонопольных органов и увеличение суммы штрафа.

Аналитики в целом отмечают, что составленные в соответствии с законодательными нормами рекламные сообщения не будут эффективно представлять тот или иной продукт, и в связи с этим считают, что рекламодатели и впредь не станут указывать всю информацию о товаре. «Если бы компании пытались внести в рекламные сообщения всю информацию, представьте, как бы все это выглядело и кто бы это стал читать», — пояснила управляющий партнер юридической фирмы «Мегаполис Лигал» Елена Лебедева.

/Елизавета Зубакина, Коммерсантъ — Нижний Новгород/