Интернет реклама - Поисковики о мобильной рекламе

По данным Google, рынок рекламы для мобильных телефонов — один из самых быстрорастущих. «Яндекс» и «Рамблер» более сдержанно оценивают перспективы такой рекламы — российские компании пока не знают, как зарабатывать деньги на этом рынке.

«Самый большой рост, очевидно, ожидает мобильное пространство», — приводит слова исполнительного директора Google Эрика Шмидта агентство Reuters. Руководство Google надеется, что рынок мобильной рекламы покажет как минимум такой же рост, как в свое время рынок интернет-рекламы. По оценкам аналитического агентства ABI Research , объем мирового рынка рекламы для мобильных телефонов вырастет более чем в 6 раз к 2011 году — с $3 млрд в 2007 году до $19 млрд.

Следует отметить, что Google рассчитывает преимущественно на рекламу на мобильных терминалах, поддерживающих технологии связи третьего поколения (3G) и, соответственно, имеющих широкополосный доступ в интернет. Именно на этом делают бизнес японские рекламодатели , предложившие несколько лет назад совместно с операторами сотовой связи сервисы для поиска данных во всемирной сети при помощи мобильных телефонов.

Вместе с результатами поискового запроса пользователям японских операторов демонстрируется реклама — контекстная и баннерная. Иными словами, доходы рекламодатели получают от привычных показов рекламы и переходов пользователей по ссылкам. По прогнозам японского рекламного агентства Dentsu , которые приводит Reuters , ожидается, что к 2011 году объем рынка «мобильной» интернет-рекламы в стране увеличится втрое и составит $1, 1 млрд, обогнав по темпам роста обычную интернет-рекламу. Неудивительно, что этот рынок растет так быстро именно в Японии, где 2/3 из более чем 100 млн абонентов пользуются сетями 3G.

Сейчас сети третьего поколения развернуты в США, Европе и странах Азии, а вскоре они заработают и в России. Напомним, что развертыванием сетей 3G в стране займутся операторы «большой тройки» — «Мегафон», МТС и «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»). Как писала «Газета.Ru» ранее, эксперты уверены, что именно услуги широкополосного доступа к интернету станут основным источником доходов в сетях 3G , особенно на первых порах. Развертывание сетей третьего поколения откроет новые возможности для рынка мобильной рекламы, считают Татьяна Стародубцева из агентства J`son & Partners и Владислав Кочетков из ИК «Финам». Правда, речь идет о долгосрочной перспективе, оговаривается Кочетков. Число российских абонентов 3G к 2010 году, по его оценкам, будет измеряться сотнями тысяч. У сотовых операторов совершенно другие прогнозы. Как уже писала «Газета.Ru», по данным «Вымпелкома», в 2014 году 3G-абонентов в России будет 12 млн, а по оценкам МТС, число пользователей услуг связи третьего поколения в стране уже к концу 2010 года может составить около 19 млн человек.

Правда, сегодня у рынка «мобильной» рекламы в России больше проблем, чем перспектив . По словам Стародубцевой, сейчас рекламу на мобильные телефоны в том или ином виде получают всего 50 тыс. абонентов из 155 млн. Существует только две работающие бизнес-модели: предоставление абонентам скидок на услуги связи в обмен на показ рекламы, а также демонстрация контекстной и баннерной рекламы через WAP, уверяет эксперт. С другой стороны, по ее мнению, у рекламодателей нет доверия к идее продвижения товаров с использованием мобильных терминалов, да и стоит такая реклама дороже других ее видов. Кочетков из «Финама» оценивает российский рынок мобильной рекламы в несколько миллионов долларов. Он прогнозирует, что рынок будет расти на 50% в год и к 2012—2014 году достигнет объема в $100 млн.

Оба опрошенных «Газетой.Ru» эксперта считают, что крупными игроками на рынке рекламы для мобильных устройств станут сотовые операторы, контент-провайдеры и разработчики поисковых систем (Google, «Яндекс», «Рамблер» и т.д.). Стародубцева уверена, что особый интерес данный рынок может вызвать у компаний, для которых введены ограничения на рекламу продукции, например, у производителей табачных изделий.

В «Яндексе» и «Рамблере» сообщили, что считают использование «мобильной» рекламы перспективным направлением развития бизнеса. Правда, в «Яндексе» не уверены в существовании эффективных бизнес-моделей для этого рынка , однако признают, что уже проводят «эксперименты», связанные с интернет-рекламой на мобильных терминалах. «В случае грамотного инвестирования и здравого расчета это направление обещает стать весьма прибыльным», — заявила «Газете.Ru» Светлана Максимова , директор по маркетингу Rambler Media. Правда, уточнить планы компании в отношении рекламы на мобильных телефонах она отказалась.

/Павел Лебедев, «Газета.Ru»/