Интернет сегодня является ключевой площадкой для распространения различных идей, мнений и взглядов максимально широким кругом людей. При этом потенциал того, какую пользу могут принести информационные технологии общественному прогрессу, прямо пропорционален тем угрозам, которые несёт недобросовестное использование технологических достижений.

В этой связи довольно закономерно, что общемировой тенденцией является реализация со стороны государств комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности пользователей Интернета. Международные корпорации, осуществляющие деятельность в сфере IT-индустрии, такие как, к примеру, Google и Facebook, обладают слишком большим ресурсом, который может быть использован для манипулирования общественным мнением, поэтому деятельность таких компаний нуждается в повышенном внимании со стороны государственных регуляторов. Внутренних корпоративных механизмов компаний технологического сектора, как показывает практика последних нескольких лет, уже недостаточно для обеспечения конфиденциальности данных пользователей, борьбы с распространением заведомо ложной информации и неправомерным вмешательством в дела других государств и т.д.
На сегодняшний день законодательство Российской Федерации в области регулирования деятельности в интернет-пространстве продолжает оставаться одним из наиболее либеральных. Российское правовое регулирование характеризуется сравнительно небольшим объёмом обязанностей, возлагаемых на компании IT-индустрии, а также соразмерностью уровня ответственности, которая предусмотрена за нарушение соответствующих положений законодательства.

Курс на цифровизацию, объявленный в России в качестве одного из ключевых направлений развития внутренней политики на современном этапе, и объективная необходимость внедрения наиболее эффективных технологий актуализируют вопрос создания и совершенствования работы национальных механизмов обеспечения безопасного и бесперебойного использования сети Интернет. В связи с этим заслуживает внимания опыт отдельных зарубежных государств в указанной сфере, который потенциально может представлять интерес для отечественного законодателя.

Так, 1 июля 2019 года в Калифорнии вступили в силу поправки к части 3 раздела 7 Кодекса о бизнесе и профессиях, которые регулируют использование автоматизированного программного обеспечения, так называемых ботов, в отдельных сферах общественных отношений. Принципиально важным нововведением закона является то, что теперь все сайты, социальные сети и иные интернет-ресурсы, использующие ботов, в том числе в качестве механизма обратной связи с пользователями, будут обязаны раскрывать факт того, что взаимодействие с пользователем осуществляет не живой человек, а специально разработанный для этих целей алгоритм — «искусственная личность».

Внося изменения в нормативное регулирование рассматриваемой сферы отношений, законодатель руководствовался тем, что пользователи интернет-ресурсов будут более внимательно и обдуманно подходить к принятию решений, если будут осознавать, что получаемая ими информация исходит не от реального человека, а от компьютерной программы.

Таким образом, легислатура Калифорнии ограничила использование автоматизированного программного обеспечения в коммерческих и политических целях с тем, чтобы не допустить расширения сферы манипулирования общественным мнением в результате автоматизации процесса взаимодействия с пользователями Интернета. За нарушение установленных ограничений предусматриваются штрафы в размере до 2500 долларов.

За подобными инициативами стоит наблюдать, поскольку мировое сообщество пребывает в состоянии активного поиска наиболее удачного и оптимального опыта регламентации деятельности в Интернете. И если данный опыт окажется эффективным, то не исключено, что подобная практика получит более широкое распространение как на территории США, так и на территории других государств.

Читайте также