Новости компаний - News Outdoor сосредоточилась на курортах

Компания News Outdoor Group (NOG) объявила о выходе на турецкий рынок наружной рекламы

NOG купила контрольный пакет акций турецкой фирмы Kamera Acikhava Reklamclik, сумма сделки составила не менее $6,4 млн. Это первый инвестиционный проект News Outdoor за пределами постсоветского пространства. По мнению участников рынка, интерес NOG к Турции связан с замедлением темпов роста наружной рекламы в России и Восточной Европе, где компания занимает доминирующее положение.

Созданная в 1999 году News Outdoor Group входит в принадлежащую Руперту Мердоку The News Corporation Ltd. Компания была создана практически одновременно с покупкой контрольного пакета акций российской компании «АПР-Сити», на тот момент одного из крупнейших московских игроков рынка наружной рекламы, переименованной в News Outdoor-Russia. Этот проект стал самым успешным и прибыльным для The News Corporation в области наружной рекламы. В 2003 году корпорация даже перевела свой головной офис из Лондона в Москву. Оборот NOG в 2004 году составил $200 млн, при этом на долю News Outdoor-Russia пришлось $150 млн. Сегодня бизнес News Outdoor Group сосредоточен в странах Восточной Европы. Ей принадлежит более 35 тыс. рекламных щитов в Чехии, Венгрии, Польше, Румынии и России.

До сих пор бизнес NOG концентрировался исключительно на постсоветском пространстве. Компания осваивала рынки стран Восточной Европы, а этой весной объявила об экспансии в СНГ, получив под этот проект в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) кредит в размере $130 млн и сразу же объявив о покупке компании на Украине. Одновременно NOG анонсировала и выход на турецкий рынок наружной рекламы. Вчера руководство News Outdoor объявило, что сделка по покупке актива в Турции завершена. По словам управляющего директора News Outdoor Group Максима Ткачева, его компания приобрела контрольный пакет турецкого оператора Kamera Acikhava Reklamclik. Глава Kamera Мехмет Кансун подтвердил эту информацию. В News Outdoor сумму сделки не называют. Господин Кансун сообщил, что минимальная цена, которую NOG согласилась заплатить за контрольный пакет Kamera Reklam, составляет $6,4 млн. При этом он уточнил, что эта сумма «может возрасти ввиду существования ряда опций».

Данные о компании, контроль над которой получила News Outdoor, крайне противоречивы. По словам Максима Ткачева, Kamera Acikhava Reklamclik входит в четверку крупнейших игроков рынка наружной рекламы Турции, объем которого в 2004 году, по его оценке, превысил $100 млн. Мехмет Кансун утверждает, что Kamera контролирует около половины турецкого рынка «наружки». При этом он сообщает, что объем продаж его компании в 2004 году составил около $7 млн, а рыночная капитализация — $20 млн. Представитель международного рекламного агентства Starcom в Стамбуле Инанч Дедибас говорит: «Kamera занимала лидирующую позицию на этом рынке восемь-девять лет назад, однако сейчас доминирующее положение принадлежит операторам Mediapole, Stroer, Wall, Clear Channel». Наконец, по словам Сабины Буххольц, представителя компании Stroer AG, оборот рынка наружной рекламы в Турции в прошлом году составил примерно $60 млн: «У Kamera очень маленькая доля рынка в Турции — около 1% в 15 крупнейших городах и регионах страны».

Эксперты связывают разнобой в оценках с непрозрачностью турецкой индустрии наружной рекламы. «Это типичная ситуация для непрозрачного, развивающегося рынка, на котором отсутствуют мониторинговые службы, когда каждый из участников дает собственную оценку, порой весьма отдаленную от объективной реальности»,— считает гендиректор исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин. Кроме того, по его мнению, турецкий рынок «наружки» достаточно сегментирован и те, кто работает с конструкциями одного формата, достаточно плохо себе представляют, что происходит в других сегментах рынка.

Для развития в Турции NOG применит технологии, уже обкатанные на других рынках, главным образом в России. Компания не намерена полностью выкупать бизнес у турецких учредителей Kamera, обеспечивая таким образом их заинтересованность в успехе экспансии News Outdoor в Турции. «Увеличивать свою долю в Kamera мы не собираемся,— говорит Максим Ткачев.— В нашем бизнесе, в котором очень важно знание местной специфики, хороший региональный партнер — самый лучший вариант».

Российские операторы рынка «наружки» связывают интерес News Outdoor к Турции со стабилизацией этого бизнеса в нашей стране. «Скачкообразный рост рынков наружной рекламы в странах Восточной Европы и России в основном прекратился,— полагает генеральный директор компании ‘Максима-Сонар’ Руслан Желудик.— Понимая это, руководство News Outdoor стремится поскорее закрепиться на развивающихся рынках, где сверхприбыли еще возможны».