Конфликты и происшествия - Евросеть обиделась на Nokia

Крупнейший в СНГ ритейлер сотовых телефонов компания «Евросеть» пошла на открытый конфликт с крупнейшим в мире производителем мобильных устройств – финской Nokia. Руководство «Евросети» распорядилось снизить продажи телефонов Nokia в своих салонах до минимума, одновременно приказав своим сотрудникам пользоваться трубками других производителей. По мнению аналитиков, ссора с «Евросетью» может стоить Nokia лидерства на российском рынке сотовых телефонов. О конфликте «Евросети» и Nokia стало известно из письма председателя совета директоров «Евросети» Евгения Чичваркина сотрудникам компании. Письмо было разослано на этой неделе под грифом «Для внутреннего пользования». «Мы провели 5,5 лет в общении с Nokia и сейчас опять находимся в тупике,– пишет господин Чичваркин.– Модные модели нам не грузят, а бизнес с Vertu (люксовый брэнд Nokia.– Ъ) хотят отдать друзьям своих сотрудников. Также мы не являемся дистрибуторами Nokia в странах СНГ. Поэтому с 23 августа з/п (бонус сотруднику ‘Евросети’ за продажу телефона.– Ъ) за телефоны Nokia будет равна 0 по всем странам СНГ. Телефоны Nokia должны стоять без описаний на дальней полке, продаваться только в том случае, если покупатель настаивает… Использование телефонов Nokia в личных целях на территории компании запрещено с 1 октября».

«Не стану комментировать письмо, однако могу подтвердить, что в нашей сети имеет место демотивация персонала по продажам телефонов Nokia,– сказал Ъ президент ‘Евросети’ Эльдар Разроев.– Мотивация по другим брэндам повышена, чтобы сотрудники не потеряли в деньгах». В московском офисе Nokia Ъ заявили, что знают об акции «Евросети», но ограничились общим комментарием. «‘Евросеть’ – ценный партер и важный игрок на рынке, и мы всегда делали все возможное, чтобы вести бизнес c ними как можно лучше»,– сообщил генеральный директор Nokia Customer and Market Operations в СНГ Алессандро Фиорентино.

6 апреля 2005 года «Евросеть» и Nokia подписали дистрибуторское соглашение. С этого момента доля финского производителя сотовых телефонов на российском рынке неуклонно росла. Так, по данным Mobile Research Group (MRG), во втором квартале 2005 года доля Nokia в общем выражении составляла 19,7%, в третьем – 23,4%, а в четвертом – 24,5%. По прогнозу MRG, в третьем квартале этого года доля Nokia в России достигнет 26% (у лидера – Samsung доля российского рынка – 26,3%). Однако удержать эти позиции Nokia будет трудно из-за конфликта с «Евросетью», которая контролирует сегодня 35% российской сотовой розницы. По неофициальной информации, в 2006 году Nokia рассчитывает продать в России около 8 млн трубок, из которых примерно 1,2 млн – через «Евросеть». Если ритейлер резко сократит продажи Nokia в четвертом квартале, то финский производитель «недопродаст» до 300 тыс. телефонов на сумму около $50 млн.

Это уже не первый выпад «Евросети» в отношении крупного производителя мобильных телефонов; год назад аналогичным образом ритейлер конфликтовал с южнокорейской Samsung. В августе 2005 года в интернете появились копии письма Евгения Чичваркина работникам компании. В письме говорилось, что сотрудники «Евросети» больше не получают бонусы от продаж телефонов производства Samsung, которые предлагалось убрать «на дальнюю полку и всеми силами пытаться продать другие телефоны». К сегодняшнему дню конфликт с Samsung в целом улажен, и в салонах «Евросети» вновь рекомендуют покупать телефоны южнокорейского производителя.

По мнению участников рынка, периодическое обострение отношений с кем-то из лидеров продаж – часть стратегии «Евросети». «Контролируя около 35% российского розничного рынка, ‘Евросеть’ может позволить себе достаточно острую игру и работать на конфликте,– отмечает Эльдар Муртазин из MRG.– Компания сталкивает лбами Nokia и Samsung, выбивая то у одного, то у другого производителя максимально выгодные для себя условия торговли». Речь, по словам господина Муртазина, идет не только о масштабных скидках, но и о маркетинговых бюджетах, которые производитель нередко делит с продавцом.

Аналитики полагают, что серьезного влияния на бизнес Nokia конфликт с «Евросетью» не окажет, мировые продажи Nokia в прошлом году достигли ?34,2 млрд. «Маркетинговые бюджеты у Nokia в два раза выше, чем у любого из производителей сотовых телефонов в мире, а лояльность брэнду крайне высока, так что посетители магазинов будут просить продавцов доставать Nokia с дальней полки,– комментирует Нил Мостон из Strategy Analytics.– Однако договориться сторонам придется. ‘Евросеть’ – лидер рынка России, где Nokia продает 3-4% всех своих телефонов». /Дмитрий Захаров, КоммерсантЪ/