Реклама и пресса - Будущее киосков с прессой под вопросом

На рынке дистрибуции прессы давно идут разговоры о том, что доходность киосков прессы невероятно низкая, рентабельность данного вида бизнеса близка к нулю, а сроки окупаемости инвестиций в отрасли – большие. Однако о конкретных цифрах всегда говорят вскользь и, чаще всего, без уверенности. Чтобы развеять все сомнения на этот счет, экспертная группа АРПП проанализировала экономику киосков, торгующих газетами и журналами. Результат исследования подтвердил худшие предположения.

Начнем с того, что даже беглый взгляд на ситуацию в отрасли позволяет осознать ее непривлекательность для инвесторов: за последние несколько лет количество участников рынка сократилось в 3 раза. Уходят из бизнеса как распространители, так и издатели. Только за последний год прекратило существование 16 компаний-дистрибьюторов прессы и порядка десяти издательских домов. И хотя барьеры входа на рынок не так уж и высоки, новых компаний по распространению прессы, что могло бы свидетельствовать о его привлекательности, не появляется.

Отсутствие такого желания объясняет следующий пример. Первоначальная стоимость конструкции киоска прессы нового образца составляет 800 000 рублей. Прокладка кабельной линии и заключение договора с Мосэнерго увеличат это значение еще на 7,6%. Предположим, данные средства вложены, и предприниматель начал подсчитывать прямые и косвенные затраты. На заработную плату киоскерам, страховые взносы в ФОТ, аренду опор и электроэнергию, транспорт и экспедирование печатной продукции, а также уборку вокруг объекта, включая плату за его размещение, придется тратить еще около 70 000 рублей в месяц. Сразу могут возникнуть мысли о том, что по меркам столицы это не такие большие средства. Однако следует поднять вопрос о втором основополагающем аспекте любого бизнеса: о доходах. Средняя выручка на 1 киоск прессы с НДС, по расчетам распространителей, составляет около 200 000 рублей, а валовый доход без НДС, учитывая все статьи доходов, колеблется от 79 до 80 тысяч рублей. Соответственно, нетрудно подсчитать, что финансовый результат работы предпринимателя по распространению прессы в год составит 110-120 тысяч рублей. Таким образом, бизнесмен сможет вернуть свои относительно невысокие первоначальные инвестиции только через 7 лет! Учитывая, что средний срок фактической окупаемости магазинов, открытых по франшизе в России составляет примерно 2 года, аптечного киоска – полтора, а продуктовых павильонов и того меньше, становится понятно, почему предприниматели принимают решение развиваться в других сферах деятельности.

Если обратиться к анализу экономики киосков со специализацией «Печать» старого образца, которые повсеместно можно встретить в Москве, то следует констатировать, что первоначальные инвестиции в эти объекты были значительно меньше и составляли 330 000 рублей. То есть при приведенном выше уровне доходности срок окупаемости таких киосков составит 3 года, что, безусловно, выглядит несколько привлекательнее, чем срок в 7 лет. Однако последующая ежегодная прибыль в 100 000 в год (без учета амортизации) вряд ли сможет устроить столичных бизнесменов.

К тому же нельзя не отметить сильную зависимость данного бизнеса от политики местных властей. Увидев низкую рентабельность киоска прессы и сравнив ее с рентабельностью других видов нестанционарных торговых объектов, собственник в лице города может принять решение об уменьшении количества киосков с газетами и журналами или об изменении специализации конкретной торговой точки. Не учитывать данные риски было бы опрометчиво.

После представленных расчетов непроизвольно возникает вопрос: «Почему же распространители печатной продукции все еще держатся за этот рынок при такой низкой рентабельности?» Здесь следует понять, что речь вовсе не идет о благотворительности. Дело в том, что у основных крупных игроков рынка созданы высокотехнологичные предприятия, в которых продажа прессы увязана с транспортно-логистическими услугами. Ассортимент киоска прессы позволяет дополнить загрузку логистических центров, а за счет другой продукции и экспедиционных сервисов эти компании выходят на уровень рентабельности.

Остается добавить, что повысить рентабельность продаж газет невозможно, поскольку пресса является скоропортящимся и низкобюджетным товаром (т.е. она быстро устаревает и стоит дешевле, чем хлеб и молоко). При этом география размещения и количество киосков являются наиважнейшими факторами распространения прессы, поскольку позволяют обеспечить доступность актуальной и разносторонней информации населению. Таким образом, плохая экономика киосков прессы обнажает суть многих противоречий на рынке: остро необходимый обществу товар не может обеспечить адекватную доходность своему продавцу. В условиях идеальной модели рыночной экономики такой товар должен исчезнуть с прилавков. Однако возможно ли представить современное общество без печатных средств массовой информации? Конечно, нет. И чтобы этого не произошло, всем участникам рынка необходимо наладить более эффективное взаимодействие, а власти на всех уровнях задуматься о том, какие инструменты она может использовать для поддержки пусть и низкорентабельного, но стратегически важного для страны бизнеса.